Главная Предыдущая Содержание Новости сайта Архив

Центр Медицинского Права
(Нижегородский филиал)

Юридическая защита пациентов

Наш форум - обсуждение вопросов о защите прав пациентов

Услуги Информация Законодательство

Нормативы Ниж. мед. сайт Форум по ВПС Статьи Курилка

 

Врачебная ошибка
Опр. инвалидности
Врачебная тайна
Врачебная тайна 2
Стан. законодательства
Парадоксы медицины
Орг. прав.  проблемы
Концепции мед. права
Профил. конфликта
Биоэтика
Права человека

 

"Медицинское право" N 3, 2005

 

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

 

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.

Сегодня в медицине, как и во всем обществе, пропагандируется и процветает прагматизм, который долгое время находился в забвении. В этих условиях может усилиться бездуховность во взаимоотношениях врача и больного. Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты. Проведенные исследования жалоб за период 2001-2004 гг. в многопрофильном стационаре-тысячнике позволили выделить следующие факторы риска, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций.

К ним можно отнести:

- Внешний вид врача - это элемент установления доверительных отношений между врачом и больным (это проверено специальными социологическими исследованиями). Наличие неопрятного вида, несвежего халата, отсутствие бейджика с указанием должности фамилии и отчества, непричесанные волосы, грязные ногти на руках не способствуют установлению доверия к медицинскому работнику.

- Стиль речи, которым врач общается с больным. Он может быть ровным, насмешливым, эмоциональным или, наоборот, академическим или полусленгом - любым, который совместим с характерами конкретного больного и врача. Но каким разговор никогда не должен быть - так это неуважительным по отношению к больному, каким бы антипатичным этот больной ни казался врачу. Бранный стиль разговора, угрозы, запугивания, повышение тембра голоса не способствуют престижу врача в глазах пациента и слушателей этой беседы.

- Наличие вредных привычек. Стойкий запах дыма от сигареты или накануне употребленной ароматической пищи. Разговор на фоне жвачки или сигареты, не удаленной перед беседой с пациентом, не могут повысить авторитет врача.

- Морально-психологический климат в ЛПУ. Психология и поведение медицинского работника зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от медицинского социума, который представляет собой сложноорганизованное общество. В медицинском социуме люди объединены друг с другом в разнообразные группы, за счет подчинения по вертикали и горизонтали, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых и больших группах, где отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными. Нервозность в коллективе, нездоровая обстановка часто могут переходить и отражаться на взаимоотношениях с пациентами и проявляться психологической непереносимостью или предвзятостью к пациенту.

- Клинический этикет нужен не столько больному, сколько самому врачу. Если маска этикета на лице врача только для того, чтобы понравиться больному, - это лицемерие, которое больные легко распознают и которое для врача тягостная обязанность. Соблюдение традиционных внешних правил поведения медицинского персонала, повышает и качество лечебного процесса, т.е. улучшает его результаты, и - главное - способствует реанимации психологического контакта между больным и врачом.

- Средства массовой информации. В последние годы, в связи с развитием рыночных отношений и коммерциализацией медицинских услуг, этот фактор оказывает все большее влияние на пациентов. Через телевидение, радио и газеты, в условиях высокой конкуренции, идет усиленная борьба не за пациента, а за его кошелек. Используется реклама "кто лучше", с привлечением не только медицинских работников, но и популярных артистов. Раздаются обещания о быстром и качественном избавлении от болезней. Часто они не соответствуют действительности. Создается ситуация конфликта интересов, в которой с одной стороны пациент, желающий получить качественное лечение, с другой стороны ЛПУ, вводящие в заблуждение пациента, но желающие получить его деньги. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательной базы.

Деонтология является частью врачебной этики и представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической, профессиональной деятельностью врача. К деонтологии очень близко примыкают такие проблемы, как врачебная тайна, врачебная ошибка, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, испытания на людях, морально-этические проблемы пересадки органов, вопросы репродукции и генной инженерии и другие. Поэтому деонтология ближе всего расположена к закону. И до тех пор, пока закон не изменен, он приоритетен в оценке действий или бездействия людей, каким бы антигуманным он ни казался обществу при изменившейся морали.

Основополагающие деонтологические нормы указаны в "Принципах медицинской этики", принятых на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и утвержденных Резолюцией N 37/194. Эти принципы находят свое продолжение в Конституции РФ и ФЗ "Основы законодательства об охране здоровья граждан". Так, например, согласно статье 30 пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии здоровья.

Согласно ст. 58 лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум.

Все эти мероприятия должны проводиться медицинским персоналом в щадящей, корректной форме, с учетом отсутствия у пациентов специальных познаний в области медицины.

Говоря о правилах поведения медицинских работников, основанных на нравственных нормах, при выполнении ими своего гражданского и профессионального долга, следует отметить, что каждый врач должен руководствоваться клятвой врача, которую дает при окончании высшего медицинского учебного заведения. Это требование закреплено в статье 60 ФЗ "Основы законодательства об охране здоровья граждан". Текст клятвы утвержден Верховным Советом Российской Федерации.

В заключение в целях профилактики и снижения риска возникновения конфликтных ситуаций при оказании медицинских услуг мы можем порекомендовать следующее:

1. Повышение культурного уровня медицинского персонала ЛПУ, которое должно состоять из повышения уровня индивидуального и коллективного. Это включает в себя внешний вид, форму общения, доступность в общении и т.д. Достигается путем разбора конкретных случаев на еженедельных общебольничных конференциях, собраниях трудовых коллективов отделений.

2. Формирование в коллективе доверительных отношений на всех уровнях взаимодействия между медицинскими работниками, пациентом, управленческим звеном и обслуживающим персоналом.

3. Проведение тренингов с медицинскими работниками, в первую очередь с врачебным и руководящим составом, для формирования терпимости к больному, правильного построения беседы с пациентом, умения формировать у больного веру в себя.

4. Формирование у медицинского персонала внимательного отношения к больному, которое включает в себя:

- своевременное предоставление информации о состоянии здоровья больному;

- обсуждение с больным тактики лечения, обследования, прогноза заболевания и т.д.;

- исключение предоставления информации о состоянии больного без его разрешения родственникам и другим лицам;

- правильное, обоснованное, аккуратное ведение медицинской документации - в первую очередь истории болезни.

5. Проведение разъяснительной работы и повышение общего культурного уровня пациентов по планируемым результатам лечения с целью предупреждения формирования синдрома "несбывшихся желаний".

Безусловно, перечисленные рекомендации носят общий характер, и для практического применения целесообразно в ЛПУ организовать психологическую помощь для разрешения конфликтных ситуаций. Однако это потребует финансовых расходов. Поэтому по сложившейся практике решение данных вопросов ложится на плечи администрации ЛПУ и юрисконсульта из-за отсутствия штатной психологической поддержки.

 

Юрисконсульт

ГУЗ "Александровская больница",

врач высшей категории,

г. Санкт-Петербург

А.А.ЦАПЛИН

 

Последние темы нашего форума:

Тема

Автор Последний ответ
Нет жизненно важного лекарства. Что делать? 29.09.2006
TEN
30.09.2006 16:28
medpravo
Бесплатная медицина для детей 09.08.2006
RaVenA
10.08.2006 15:43
RaVenA
Процент утраты профессиональной трудоспособности 04.08.2006
TiLk
10.08.2006 11:46
TiLk
Наглость стоматологов 18.07.2006
Прохожий
18.07.2006 13:38
medpravo
 

Найти: на

Все свои пожелания можете оставить в гостевой книге

Изменено: сентября 30, 2006
Хостинг от uCoz